Добро пожаловать на станцию МОСКВА! Станция открыта 30 августа 1997 года. |
Год открытия: | 1935 |
Протяженность: | 265.4км |
Колея: | 1.524 м |
Напряжение: | 825 В |
Питание: | третий рельс |
Число станций: | 165 |
Число вагонов: | 3850 |
Пассажирооборот: | 3285 млн. пасс./год |
Московское метро задумывалось как лучшее в мире. Его станции поражают своими архитектурными решениями. Его поезда быстры, а вагоны комфортабельны.
Сегодня невозможно представить Москву без метро. Оно является неотделимой частью города и наиболее удобным и быстрым
транспортом.
Идея построить метро в Москве появилась в 1901 году. В 1902 году русский инженер П.И. Балинский представил проект внеуличной железной дороги. Она должна была соединить Замоскворечье и Тверскую заставу (городские ворота, сейчас площадь Белорусского вокзала) с Городской думой. Для экономии средств планировал не глубокую постройку метро, а также эстакады над Красной и
Страстной (сейчас Пушкинская) площадями.
Однако проект не был осуществлен ввиду противодействия владельцев конок, электрических трамваев и духовенства, а также
недостатка денег и опыта.
Муниципальные советники не хотели привлекать иностранцев для строительства и Дума отклонила проект. Картинка в Московском историческом музее показывает гипотетическую эстакаду над Красной площадью с трехвагонным составом, который проезжает над
людьми находящимися в конных повозках.
Спустя 10 лет, в 1912 году в Городской Думе обсуждается новый
проект подземной железной дороги.
Эти проектом предусматривалась прокладки трех подземных линий: от Смоленского рынка до Каланчевской (Комсомольской) площади, между Тверской и Покровской (Абельмановской)заставами и Виндавским (Рижским) вокзалом и Серпуховской (Добрынинской) площадью.
Планировалось соединить эти линии с существующей железной дорогой. Но первая мировая война не дала реализовать и этот план.
Спустя еще 6 лет Москва стала столицей государства и в 1918 году под руководством В.И. Ленина разработан план генеральной реконструкции города.
Позже Ленин встречается с архитекторами и разработчиками, и выдвигает идею строительства метро, разработка проект которого закончена к 1922 году.
Однако экономические трудности, недостаточная
промышленная база, нехватка опытных инженеров и рабочих
не позволили начать строительство.
В 1925 году представлен так называемый проект линии метро Мясницкого, но он не
удовлетворял транспортным нуждам москвичей и был отвергнут.
Окончательное решение о строительстве метро в Москве было приято шестью годами позже, в 1931 году на июньском пленарном заседании ЦК ВКП(б). В том же году организован "Мосметрострой", который начал строительство.
Первая шахта московского метро появилась на Русаковской улице. Первый, пробный поезд прошел 15 октября 1934 года, а 15 мая 1935 года 13 станций открыли свои двери для пассажиров. Этот день сейчас отмечается как
день рождения советского метро.
Участок | Дата пуска | Длина, км |
---|---|---|
Сокольники-Парк культуры + ответвление Охотный ряд-Смоленская | 15.05.1935 | 11,2 |
Смоленская-Киевская | 20.05.1937 | 1,3 |
Улица Коминтерна-Курская | 13.03.1938 | 2,3 |
Площадь Свердлова-Сокол | 11.09.1938 | 8,5 |
Площадь Свердлова-Автозаводская | 01.01.1943 | 6,2 |
Курская-Измайловский парк | 18.01.1944 | 7,1 |
Курская-Парк культуры (Кольцевая линия) | 01.01.1950 | 6,4 |
Курская-Белорусская (Кольцевая линия) | 30.01.1952 | 7 |
Белорусская-Парк культуры (Кольцевая линия) | 14.03.1954 | 5,9 |
Парк культуры-Спортивная | 01.05.1957 | 2,5 |
Ботанический сад-ВСХВ | 01.05.1958 | 4,5 |
Киевская-Кутузовская | 07.11.1958 | 2,4 |
Спортивная-Университет | 12.01.1959 | 4,5 |
Кутузовская-Фили | 7.11.1959 | 1,6 |
Фили-Пионерская | 13.10.1961 | 3,6 |
Измайловская-Первомайская | 21.10.1961 | 3,8 |
Октябрьская-Новые Черемушки | 13.10.1962 | 8,1 |
Первомайская-Щелковская | 22.07.1963 | 1,6 |
Университет-Юго-западная | 30.12.1963 | 4,5 |
Навые Черемушки-Калужская | 15.04.1964 | 1,4 |
Сокол-Речной вокзал | 31.12.1964 | 6,2 |
Пионерская-Молодежная | 05.07.1965 | 3,8 |
Сокольники-Преображенская площадь | 31.12.1965 | 2,5 |
Таганская-Ждановская | 31.12.1966 | 12,9 |
Автозаводская-Каховская | 11.08.1969 | 9,5 |
Октябрьская-Площадь Ногина Таганская-Площадь Ногина |
30.12.1970 | 3,1 2,9 |
Площадь Ногина-Проспект Мира | 31.12.1971 | 3,2 |
Баррикадная-Октябрьское поле | 31.12.1972 | 7,2 |
Новые Черемушки-Беляево | 12.08.1974 | 3,6 |
Баррикадная-Площадь Ногина | 17.12.1975 | 4,1 |
Октябрьское поле-Планерная | 28.12.1975 | 8,1 |
ВДНХ-Медведково | 29.09.1978 | 8,1 |
Горьковская | 15.07.1979 | |
Марксистская-Новогиреево | 30.12.1979 | 11,4 |
Серпуховская-Южная | 04.11.1983 | 13 |
Каширская-Орехово | 28.03.1984 | 2,8 |
Домодедовская-Красногвардейская | 06.09.1985 | 3,4 |
Южная-Пражская | 06.11.1985 | 1,1 |
Серпуховская-Боровицкая | 01.1986 | 2,6 |
Беляево-Теплый стан | 06.11.1987 | 2,9 |
Боровицкая-Чеховская | 31.12.1987 | 1,6 |
Чеховская-Савеловская | 31.12.1988 | 4,2 |
Молодежная-Крылатское | 31.12.1989 | 1,9 |
Теплый стан-Битцевский парк | 17.01.1990 | 3,6 |
Преображенская площадь-Улица Подбельского | 01.08.1990 | 3,8 |
Дмитровская-Отрадное | 01.03.1991 | 8,5 |
Отрадное-Бибирево | 31.12.1992 | 2,6 |
Бибирево-Алтуфьево | 15.07.1994 | 2,0 |
Чкаловская-Волжская (без ст. Дубровка) | 28.12.1995 | ? |
Волжская-Марьино | 29.12.1996 | ? |
Дубровка | 11.12.1999 | |
Пражская-Улица академика Янгеля | 12.12.2000 | ? |
Улица академика Янгеля-Анино | 12.12.2001 | ? |
Вновь открыта ст. Воробьевы горы | 14.12.2002 | |
Анино-Бульвар Дмитрия Донского | 26.12.2002 | ? |
Киевская-Парк Победы | 6.05.2003 | ? |
Старое название | Новое название |
---|---|
Завод имени Сталина Завод имени Лихачева |
Автозаводская |
Улица Коминтерна Им. Коминтерна Калининская Воздвиженка |
Алескандровский сад |
Мир Щербаковская |
Алексеевская |
Арбатская площадь | Арбатская (Филевская линия) |
ВСХВ | ВДНХ |
Ленинские горы | Воробьевы горы |
Ждановская | Выхино |
Серпуховская | Добрынинская |
Стадион народов Измайловская |
Измайловский парк |
Площадь Ногина | Китай-город |
Красные ворота Лермонтовская |
Красные ворота |
Дворец Советов | Кропоткинская |
Дзержинская | Лубянка |
Калужская | Октябрьская |
Охотный ряд Станция им. Л.М. Кагановича Проспект Маркса |
Охотный ряд |
Парк культуры имени Горького | Парк культуры |
Ботанический сад | Проспект Мира |
Сталинская | Семеновская |
Колхозная | Сухаревская |
Площадь Свердлова | Театральная |
Новокузнецкая | Третьяковская |
Горьковская | Тверская |
Мясницкая Кировская |
Чистые пруды |
Ленино | Царицино |
|
До конца 80-х 5 копеечная (ок. 3 центов на то время) монета использовалась как жетон для поездки в метро. Такие же монеты принимались автоматическими кассами в автобусах, троллейбусах и трамваях. Разменные автоматы находились на каждой станции метро. В начале 90-х, когда эти монеты потеряли свою стоимость ввиду инфляции, появился медный жетон (позже замененный на пластиковый прозрачный зеленый). Обе стороны жетона одинаковые. 15 января 1999 года прекращена продажа жетонов, а 1 февраля того же года турникеты прекращают их прием, для оплаты презда используется билет.
Текст Дмитрия Зиновьева
Если у Вас есть дополнения и новости о Московском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.