Добро пожаловать на станцию КИЕВ! |
Год открытия: | 1960 |
---|---|
Протяженность: | 60 км |
Колея: | 1.524 м |
Напряжение: | 825 В |
Питание: | третий рельс |
Число станций: | 45 |
Число вагонов: | 628 |
Пассажирооборот: | 620 млн. пасс./год |
Метрополитен в Киеве мог появиться вслед за Лондонским. Первое предложение углубиться рельсами под землю было еще в 1884 году. Но речь шла тогда не о "подземке" английской или американской, а об участке железной дороги в тоннеле. Предлагалось проложить рельсы по набережной, а потом тоннелем. Он должен был войти в склон ниже Почтовой площади и выйти на поверхность в районе Бессарабки. Здесь планировалось строительство нового пассажирского вокзала, а тот, что был за р. Лыбидь превратить в товарную станцию. Предложение долго обсуждалось но Городская Дума его отклонила. Еще одна реальная возможность сооружения метрополитена в Киеве появилась в сентябре 1916 года, когда к городскому голове обратился председатель правления Киевского отделения Русско-Американской торговой палаты с предложениями по улучшению транспортного сообщения в городе. Он писал: "Развитие Киева идет в последнее время быстрым темпом как в отношении прироста населения, так и развития кипучей торгово промышленной деятельности. Своеобразные условия Киева: отдаленность жилых кварталов от коммерческого центра, непомерная дороговизна квартир в кварталах центральных и соседних с ними, раскинутость города, его гористое положение, преимущественно коммерческий характер населения - все это выдвигает в первую очередь, вопрос о дешевом, скором и безопасном во всех отношениях сообщении. Киевский городской трамвай не отвечает в настоящее время ни одному из этих условий. Дефекты его всем известны, причины их в том, что при сложившихся условиях развитие трамвайной сети не может идти в ногу с опережающим его развитием города. Увеличение количества вагонов на главных линиях грозит торможением уличного движения, а увеличение скорости движения вагонов угрожает безопасности людей. Единственным выходом из создавшегося положения является постепенный переход от наземного трамвая к подземному, начиная с главных улиц".
В декабре 1916-го и.о. городского головы Федор Бурчак ответил Русско-Американской торговой палате: "Городская управа, детально обсудив предложение Палаты, принципиально согласилась на привлечение американского капитала в дело оборудования г. Киева быстроходными путями сообщения при участии Городского управления в могущем возникнуть для этой цели предприятии американского капитала, считая чистый концессионный способ организации городских предприятии в дальнейшем для Городского управления неприемлемым". Не на такой ответ рассчитывала Торговая палата, думавшая именно о концессии. Но она не отказалась от своих планов и в январе 1917-го запросила статистические данные по Киеву. Планировалось развернуть в Америке агитацию по привлечению капиталов для строительства метрополитена в Киеве. Такими были самые первые шаги к Киевскому метро, оставшиеся нереализованными из-за революционного 1917-го.
И все же в июне следующего года после катастрофического взрыва артиллерийских снарядов на Зверинце (они находились в треугольнике между современными улицами Бастионной и Киквидзе) о метрополитене заговорили вновь. Речь шла о планах правительства гетьмана Украинской державы Павла Скоропадского превратить пострадавший Зверинец в лучший район Киева. Построить здесь правительственный центр с гетманским дворцом, разместить учреждения и институты Академии наук, устроить оборудованный по последнему слову техники центральний рынок, через который город обеспечивался бы всеми необходимыми товарами и продуктами.
Корреспондент газеты "Возрождение" после встречи с заместителем министра путей сообщения инженером Чубинским писал: "Подьемные машины как грузовые, так и пассажирские, значительно лучшие, чем на Михайловском подьеме (говорится о фуникулере) будут поднимать с Днепра людей и грузы, которым необходимо попасть с берега на Зверинец или в Киев. Будут построены водопровод, канализация, злектростанция и трамвай, имеющий в настоящее время большое значение. Задумано строительство трамваев, кроме таких, как сейчас,- наземных, еще и в тоннелях, которые называются метрополитеном. Земля Зверинца и вообще Киева, где должны провести метрополитен, лучшая для этого строительства. Киев стоит на горах и равнинах, созданных самой природой, и метрополитен, выныривая из тоннеля-горы на равнину и вновь проезжая в тоннеле, будет перевозить всех и все с Бессарабки на Демиевку, со Зверинца на Лукьяновку, с Набережной или Прорезной на Заднепровские Слободки". Однако и зтим радужным перспективам не суждено было осуществиться так скоро, так как в декабре 1918 года власть от гетмана Скоропадского перешла к Директории Симона Петлюры.
Прошло почти 20 лет, когда планы о метро в Киеве стали приобретать определенную реальность. В июле 1936 года Президиум Киевского городского совета рассмотрел дипломную работу выпускника Московского института инженеров транспорта Папазова "Проект Киевского метрополитена". В протоколе отмечалось, что автор "удачно подошел к разрешению одного из вопросов реконструкции г. Киева и устройства внутригородского транспорта, а также удачно разработал отдельные практические вопросы схемы метрополитена". За этот проект инженер получил от города премию в 1000 рублей.
Распространились слухи о скором строительстве метро, и в Киев стали приходить письма от специалистов горно-шахтного дела с предложениями своих услуг. Горсовет до времени отвечал отрицательно, но в 1938-м начались подготовительные работы, которые прервала Великая Отечественная война. Строительство возобновилось в 1949 году. В октябре 1960 г. прошел первый пробный поезд, а 6 ноября 1960 распахнули двери первые пять станций Киевского метрополитена.
Участок | Дата пуска | Длина, км |
---|---|---|
Днепр-Вокзальная | 06.11.1960 | 5,2 |
Вокзальная-з-д "Большевик" | 05.11.1963 | 3,4 |
Днепр-Дарница | 05.11.1965 | 4,3 |
Дарница-Комсомольская | 04.10.1967 | 1,2 |
з-д "Большевик"-Святошин | 05.11.1971 | 4,1 |
пл. Октябрьской Революции-Красная пл. | 17.12.1976 | 2,3 |
Комсомольская-Пионерская | 04.12.1979 | 1,6 |
Красная пл.-пр-т Корнейчука | 06.11.1980 | 4,5 |
пл. Октябрьской Революции-Республиканский стадион | 19.12.1981 | 2,0 |
пр-т. Корнейчука-Героев Днепра | 06.11.1982 | 2,3 |
Республиканский стадион-Дзержинская | 30.12.1984 | 2,1 |
Лениская + перегоны до Университета и Крещатика | 07.11.1987 | 1,2 |
Золотые ворота-Мечникова | 31.12.1989 | 2,1 |
Кловская-Выдубичи (без ст. Печерская) | 29.12.1991 | 4,5 |
Выдубичи-Осокорки | 30.12.1992 | 4,0 |
Осокорки-Харьковская | 30.12.1994 | 2,8 |
Золотые ворота-Лукьяновская (без ст. Львовская брама) | 30.12.1996 | 2,8 |
Печерская | 30.12.1997 | |
Лукьяновская-Дорогожичи | 30.03.2000 | 2,9 |
Святошин-Академгородок | 24.05.2003 | 3,2 |
Дорогожичи-Сырец | 14.10.2004 | 1,6 |
Харьковская-Бориспольская | 23.08.2005 | ? |
Вырлица | 4.03.2006 |
Старое название | Новое название |
---|---|
Святошино | Святошин |
Жовтневая | Берестейская |
Завод "Большевик" | Шулявская |
Ленинская | Театральная |
Комсомольская | Черниговская |
Пионерская | Лесная |
Проспект Корнейчука | Оболонь |
Красная площадь | Контрактовая площадь |
Площадь Октябрьскай революции | Майдан Нэзалэжности |
Красноармейская | Дворец "Украина" |
Дзержинская | Либидская |
Мечникова | Кловская |
Днепр |
Днепр |
Левобережная |
Выдубичи |
Вокзальная |
Вокзальная |
Почтовая площадь |
Автор: Вадим Дзыгун.
Если у Вас есть дополнения и новости о Киевском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.