Добро пожаловать на станцию ЕКАТЕРИНБУРГ!Станция открыта 15 октября 1998 года. Обновлена 5 января 2003 года. |
Год открытия: | 1991 г. |
Протяженность: | 9 км |
Колея: | 1.524 мм |
Напряжение: | 825 В |
Питание: | третий рельс |
Число станций: | 7 |
Число вагонов: | 54 |
Пассажирооборот: | 21,9 млн. пасс./год |
Текст Михаила Верховского
28 августа 1980 года началось строительство Екатеринбургского метрополитена -- самого короткого на сегодняшний день метрополитена в мире. Как сказал первый секретарь свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцин:
-- Уралмашевцы заслужили право возращаться домой с первомайской и
октябрьской демонстраций на метро!
Правда к тому времени когда метро было пушено, демонстрации уже не проводились. Первая линия планировалась из девяти станции 11.6 км в длину с пусковым участком из шести станций протяженостью 8 км: Шорса - Большаковская - Куйбышевская - Пл.1905г. - Дзержинская - Свердловская - Калининская - Орджоникидзевская - Пр.Космонавтов. Пусковой участок от Пл.1905г. до Пр.Космонавтов. Не правда ли замечательные названия были выбраны для станций? В сегодняшем варианте они звучат так: Чкаловская - Бажовская - Геологическая - Пл.1905г. - Динамо - Уральская - Машиностроителей - Уралмаш - Пр.Космонавтов. На пусковом участке три станции глубокого заложения, три мелкого (строились открытым способом). Интересна судьба станции Уралмаш первоначально предполагалось, что она будет находится в центре Уралмаша (района) рядом с проходной Уралмаша (завода) и за 15-20 минут от нее можно будет попасть в любой район Уралмаша. Но для строительства выбрали место в двух трамвайных или одной тролейбусной остановке или 10-15 минут пешком. Официальная версия: что строительство под заводом потребует много денег и не реально, неофициальная: директор Уралмашзавода побоялся, что народ поувольняется с завода и найдет работу в центре города. Предполагалось пустить метро в 1989 году к 72-годовшине Октября, но только в 1991 году были пушены первые три станции на Уралмаше: Машиностроителей - Уралмаш - Пр.Космонавтов (3 км). Это называли "детская подземная железная дорога", кроме катавшихся и играюших в прятки детей там практически никого не было. Поезда ходили челноком туда-сюда. Через год пустили станцию у ж.д. вокзала, а еще через полтора две станции в центре города. Между последними двуми станциями туннель проходит под городским прудом (ширина метров 500, глубина 6 метров). Всего налиниях метро работают 54 вагона, перевозя 21,9 млн. пасс. в год.
Таким образом строительство шести станций и 8 км заняло "всего лишь" 16
лет.
На сегодня действуюший участок метро это шесть станций Пл.1905г. - Динамо - Уральская - Машиностроителей - Уралмаш - Пр.Космонавтов. Время в пути 15 минут, если пользоваться наземным обшественным транспортом это займет около 40-50 минут, а в час пик и того больше. За семь лет работы на метро проехало 102 млн пассажиров. Доля в общегородских перевозках 3.6%. Столь низкая доля пассажироперевозок объсняется как и длинной метро так и тем, что линия проектировалось в 70-80 годы. Скажем станция Машиностроителей находится рядом с проходными завода Калинина и восточными проходными УЗТМ, на каждом заводе работало в 80 годы соответсвенно 30.000 и 50.000 человек, сейчас 3.000 и 5.000.
Три последние станции (мелкого заложения) имеют по два входа, станции глубоко заложения по одному. Для оплаты проезда используются старые железные жетоны московского метро по цене 1.50, проездных нет. Несколько странным кажется то, что на действуюших станциях постоянно течет вода, видимо плохая изоляция туннелей, в Москве такого ни разу не видел. Также довольно странно выглядит схема метро в поездах, где изображены все три запроектированые динии. Всего в метро 54 вагона,
поезда ездят по четыре вагона, станции расчитаны на прием пяти вагонов. Интервал движения поездов в часы пик 4 минуты. Метро чистое, правда внутренний вид вагонов портит мерзкая реклама. В отличии от Москвы довольно долго в метро не было коммерческих киосков и прочего, сейчас все это появляется но не за турникетами, а в подземных переходах.
Ежедневно услугами метрополитена пользуются более 60-ти тысяч человек. С начала эксплуатации перевезено более 110 млн. пассажиров. Метрополитен обеспечивает около 5% городских пассажирских перевозок. Метрополитен начинает свою работу в 6:00 и заканчивает в 24:00.
15 августа 1998 года в день 275-летия Екатеринбурга должна была открыться седьмая станция глубоко заложения Геологическая. Но из-за отсутствия денег на зарплату проходчикам и их ответные забастовки, пуск отложен на конец 1998 года. Тем не менее продолжается проходка туннелей в сторону Автовокзала, где будут построены еще две станции Бажовская и Чкаловская. На сегодняшний день в одном из перегонных туннелей пройдено более двух третей пути, в нем работает германский проходческий комплекс Вирт, который был специально построен для проходки туннелей на БАМе и работал там, с начала 1998 года работает в Екатеринбурге. Скорость проходки в три раза выше чем у буровзрывного способа. В другом тоннеле пройдено менее одной трети, буровзрывной способ.
Перспективы: недавно мэр города сказал, что после пуска станции Чкаловская эта линия пойдет дальше в спальный район Ботанический и там будут построены станции где-то в 2005 году. Он же сказал, что Екатеринбург чуть ли не единственный город в России, кроме Москвы, где продолжается строительство метро.
Участок | Дата пуска | Длина, км |
---|---|---|
Проспект Космонавтов-Машиностроителей | 1991 | 3 км |
Машиностроителей-Уральская | 1992 | |
Уральская-Площадь 1905 года | 1994 | |
Площадь 1905 года-Геологическая | 30.12.2002 |
На фото приведены пластмассовые жетоны, которые использовались около года после пуска метро и впоследствии были заменены на металлические жетоны московского метро. Внутри пластмассового жетона находилась металлическая пластинка.
Автор: Вадим Дзыгун.
Если у Вас есть дополнения и новости о Екатеринбургском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.