Rambler's Top100
[МЕТАМЕТРО БАКУ]
In english

Добро пожаловать на станцию БАКУ!

Станция открыта 13 марта 1996 г.
Обновлена 21 января 2003 г.

10 декабря 2002 открылась 20-я станция Бакинского метрополитена "Ази Асланов" и участок перегонного тоннеля в 1,4 км.

---

Техническая информация

Год открытия: 1967
Протяженность: 30 км
Колея: 1.524 мм
Напряжение: 825 В
Питание: третий рельс
Число станций: 20
Число вагонов: 205 (вагоны серии Ежз 1974-78 гг. выпуска, а также 81-717 1988 и 2002 г.г. вып.)
Пассажирооборот: 106 млн. пасс./год

---

  Бакинское метро - одно из самых старых в СССР. Открытое в 1967 году, оно получило печальную всемирную известность 29 октября 1995 года, когда пожар в "подземке" унес жизни 300 пассажиров и искалечил 270.
  При подготовке страницы использованы сведения, полученные от Анара Мехдиева.

Схема бакинского метро

Схема метро

История метро

  О строительстве метро в Баку начали думать в 30-е годы. Изыскательские работы начались в 1949 г. и продолжались по 1953 г., а строительство началось в 1960 г. Проектом предусматривалось соединение центра, западного и восточного жилого районов и промзоны.
  Изначально пересадочная станция "28 Апрель" была одна на все направления (пересечение линий -- в одном уровне). В начале 70-х гг. должна была быть построена вторая станция, но метростроевцев отправили строить туннели на БАМе. До 1986 г. поезда ходили от "Нефтчиляр" до "Баксовета", "Шаумян" и "Низами". Затем с открытием новой линии маршрут "Нефтчиляр"-"Шаумян" был отменен, взамен были введены маршруты "Аджеми"-"Нефтчиляр" и "Аджеми"-"Шаумян". В 1989 г. "Шаумян" закрыли в связи с достройкой долгожданной станции "Джабарлы", через которую планировали пропустить направление "Аджеми"-"Шаумян". В 1993 г. была открыта полукилометровая соединительная ветка от "Хатаи" до "Джабарлы", но ветку "Низами"-"Джабарлы" так и не достроили. Также неизвестно, в каком состоянии находится второй путь на перегоне "Хатаи"-"28 Апрель" (есть сведения, что станция "Хатаи" и перегон -- однопутные).

Очередь Участок Дата пуска Длина, км
1 Баксовет-Нариманова 06.11.1967 6,5
  28 Апреля-Хатаи 1968 2,3
  Нариманова-Улдуз 1970 2,1
  Улдуз-Нефтчиляр 1972 5,3
2 28 Апреля-Низами 1976 2,2
  Нариманова-Бакмил 1979 ?
  Низами-Аджеми 1986 6,7
3 Нефтчиляр-Ахмедлы 1989 3,0
  Ахмедлы-Ази Асланов 10.12.2002 1,5
  Аджеми-Инглаб не пущен 4,3 + 0,5 до депо
4 Хатаи-Гюнешли-Ази Асланов не пущен 10,3
5 Баксовет-Шихово не пущен 8,0
  Баксовет-Низами не пущен ?

  Участок "Нефтчиляр"-"Ази Асланов" должен был быть сдан целиком еще в середине 80-х гг., но были проблемы с грунтовыми водами и скалистыми породами. Станция "Ази Асланов", по последним обещаниям, может быть достроена через полтора года. Ее строительство завершено на 60-70%. Строительство участка "Аджеми"-"Инглаб" ведется с конца 1988 г. Плановое открытие должно было состоянться в 1996 г., откладывалось на 1997 и 1999 г. В итоге туннели частично вырыты, но все заброшено. На станции "Баксовет" в ожидании продления линии так и построены (поезда заезжают только на один путь).
  В 2000 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) выделил кредит в 3 млн. евро на достройку станции "Ази Асланов". Начальник Бакинского метро Таги Ахмедов назвал цифру $140 млн., необходимых для продолжения строительства 4,5 км северного участка 3-й очереди (три станции и депо). За годы заброшенного строительства на пути линии (линия строилась закрытым способом) возник 21 незаконно возведенный объект.

Переименования

28 Май   Переименования в бакинском метро. В результате были переименованы следующие станции (слева: станция "28 Май"):
Старое название Новое название
Шаумян Хатаи
28 Апрел 28 Май
XI Гызыл Орду Мейданы 20 Январ
Аврора Кара Караев
Электрозавод Бакмил
26 Бакы Комиссары Сахил



Современность

  Для оплаты проезда с 1992 года используются жетоны. До середины 90-х они были металлическими (желтые, но не медные), затем ввели синие пластмассовые. 1 июля 2000 г. их за одну ночь заменили на точно такие же, но из красной пластмассы, хотя цену не подняли. Стоимость проезда 250 манатов, не менялась около 5 лет (трамваи и троллейбусы стоят столько же).
  Метро официально работает с 6 утра до часу ночи, но некоторые станции закрывают входы уже с 00:30. Интервал движения в час пик- от минуты до 6 минут, в прочее время - от 4 до 12 и даже до 15 минут. Это связано с нехваткой составов, а также с тем, что у поезда ходят от "Баксовета" и "Мемар Аджеми" до "Ахмедлов" и от "Баксовета" до "Бакмила", и они часто ждут друг друга в тоннелях у "28 Мая" и "Нариманова". Между станциями "Хатаи" и "Джабарлы" с 1993 г. курсирует один челночный состав. Иншаатчыляр
  Единственное депо - за станцией "Бакмил", единственной наземной станцей, открытой в 1979 г. Там же находится и соединение с железной дорогой. Второе депо начали строить в 1989 г. вместе с северным участком третьей очереди, но строительство было остановлено через 2-3 года. Станции спроектированы на 5 вагонов -- 100 м. До начала 80-х в составах было по 3 вагона, затем по 4, а с середины 80-х - по 5. Метро очень загружено.
---

Схемы

  • Схема 1992 года - указано название электородепо
  • Схема 1998 года - ничем кроме отсутствия названия электородепо не отличается от предыдущей
  • Схема 2000 года - Дмитрия Зиновьева, с попыткой указания маршрутов.
---

Фотографии станций

Баксовет
Баксовет
Баксовет
Баксовет
Мэмар Аджеми
Мэмар Аджеми
Элмляр Академиясы
Элмляр Академиясы
Хатаи
Хатаи
Нариманов
Нариманов
Низами
Низами
Низами
Низами
28 Мая
28 Мая
28 Мая
28 Мая
28 Мая
28 Мая
28 Мая
28 мая
Баксовет
Баксовет
Баксовет
Баксовет
Мэмар Аджеми
Мэмар Аджеми
Сахил
Сахил
Сахил
Сахил
---

Жетоны метро

Жетон Жетон Жетон Жетон Жетон

---

В таблице приведены некоторые характеристики бакинского метро за последние 30 лет:

Год Пасс. оборот,
млн. пасс.
Доля метро
в пасс.
перевозках, %
Длина, км Число вагонов
1970 46.7 12.5 11.3 48
1975 104.8 22.0 16.4 94
1980 140.8 23.8 18.6 108
1985 145.8 * 25.0 *
1990 167.4 * 28.0 225
1994 105.9 * 28.5 *
2000 135.0+ * 28.5 182
2002 106.0 ~50 30.0 205
+ Цифра под сомнением.

Текст Дмитрия Зиновьева. ---

Если у Вас есть дополнения и новости о Бакинском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.

Предыдущая Наверх Следующаяя