Добро пожаловать на станцию БАКУ! Станция открыта 13 марта 1996 г. |
Год открытия: | 1967 |
Протяженность: | 30 км |
Колея: | 1.524 мм |
Напряжение: | 825 В |
Питание: | третий рельс |
Число станций: | 20 |
Число вагонов: | 205 (вагоны серии Ежз 1974-78 гг. выпуска, а также 81-717 1988 и 2002 г.г. вып.) |
Пассажирооборот: | 106 млн. пасс./год |
Бакинское метро - одно из самых старых в СССР. Открытое в 1967 году, оно получило печальную всемирную известность 29 октября 1995 года, когда пожар в "подземке" унес жизни 300 пассажиров и искалечил 270.
При подготовке страницы использованы сведения, полученные от Анара Мехдиева.
О строительстве метро в Баку начали думать в 30-е годы. Изыскательские работы начались в 1949 г. и продолжались по 1953 г., а строительство началось в 1960 г. Проектом предусматривалось соединение центра, западного и восточного жилого
районов и промзоны.
Изначально пересадочная станция "28 Апрель" была одна на все направления (пересечение линий -- в одном уровне). В начале 70-х гг. должна была быть построена вторая станция, но метростроевцев отправили строить туннели на БАМе. До 1986 г. поезда ходили от "Нефтчиляр" до "Баксовета", "Шаумян" и "Низами". Затем с открытием новой линии маршрут "Нефтчиляр"-"Шаумян" был отменен, взамен были введены маршруты "Аджеми"-"Нефтчиляр" и "Аджеми"-"Шаумян". В 1989 г. "Шаумян" закрыли в связи с достройкой долгожданной станции "Джабарлы", через которую планировали пропустить направление "Аджеми"-"Шаумян". В 1993 г. была открыта полукилометровая соединительная ветка от "Хатаи" до "Джабарлы", но ветку "Низами"-"Джабарлы" так и не достроили. Также неизвестно, в каком состоянии находится второй путь на перегоне "Хатаи"-"28 Апрель" (есть сведения, что станция "Хатаи" и перегон -- однопутные).
Очередь | Участок | Дата пуска | Длина, км |
---|---|---|---|
1 | Баксовет-Нариманова | 06.11.1967 | 6,5 |
28 Апреля-Хатаи | 1968 | 2,3 | |
Нариманова-Улдуз | 1970 | 2,1 | |
Улдуз-Нефтчиляр | 1972 | 5,3 | |
2 | 28 Апреля-Низами | 1976 | 2,2 |
Нариманова-Бакмил | 1979 | ? | |
Низами-Аджеми | 1986 | 6,7 | |
3 | Нефтчиляр-Ахмедлы | 1989 | 3,0 |
Ахмедлы-Ази Асланов | 10.12.2002 | 1,5 | |
Аджеми-Инглаб | не пущен | 4,3 + 0,5 до депо | |
4 | Хатаи-Гюнешли-Ази Асланов | не пущен | 10,3 |
5 | Баксовет-Шихово | не пущен | 8,0 |
Баксовет-Низами | не пущен | ? |
Участок "Нефтчиляр"-"Ази Асланов" должен был быть сдан целиком еще в середине 80-х гг., но были проблемы с грунтовыми водами и скалистыми породами. Станция "Ази Асланов", по последним обещаниям, может быть достроена через полтора года. Ее строительство завершено на 60-70%. Строительство участка "Аджеми"-"Инглаб" ведется с конца 1988 г. Плановое открытие должно было состоянться в 1996 г., откладывалось на 1997 и 1999 г. В итоге туннели частично вырыты, но все заброшено. На станции "Баксовет" в ожидании продления линии так и построены (поезда заезжают только на один путь).
В 2000 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) выделил кредит в 3 млн. евро на достройку станции "Ази Асланов". Начальник Бакинского метро Таги Ахмедов назвал цифру $140 млн., необходимых для продолжения строительства 4,5 км северного участка 3-й очереди (три станции и депо). За годы заброшенного строительства на пути линии (линия строилась закрытым способом) возник 21 незаконно возведенный объект.
Переименования в бакинском метро. В результате были переименованы следующие станции (слева: станция "28 Май"):
Старое название | Новое название |
---|---|
Шаумян | Хатаи |
28 Апрел | 28 Май |
XI Гызыл Орду Мейданы | 20 Январ |
Аврора | Кара Караев |
Электрозавод | Бакмил |
26 Бакы Комиссары | Сахил |
Для оплаты проезда с 1992 года используются жетоны. До середины 90-х они были металлическими (желтые, но не медные), затем ввели синие пластмассовые. 1 июля 2000 г. их за одну ночь заменили на точно такие же, но из красной пластмассы, хотя цену не подняли. Стоимость проезда 250 манатов, не менялась около 5 лет (трамваи и троллейбусы стоят столько же).
Метро официально работает с 6 утра до часу ночи, но некоторые станции закрывают входы уже с 00:30. Интервал движения в час пик- от минуты до 6 минут, в прочее время - от 4 до 12 и даже до 15 минут. Это связано с нехваткой составов, а также с тем, что у поезда ходят от "Баксовета" и "Мемар Аджеми" до "Ахмедлов" и от "Баксовета" до "Бакмила", и они часто ждут друг друга в тоннелях у "28 Мая" и "Нариманова". Между станциями "Хатаи" и "Джабарлы" с 1993 г. курсирует один челночный состав.
Единственное депо - за станцией "Бакмил", единственной наземной станцей, открытой в 1979 г. Там же находится и соединение с железной дорогой. Второе депо начали строить в 1989 г. вместе с северным участком третьей очереди, но строительство было остановлено через 2-3 года. Станции спроектированы на 5 вагонов -- 100 м. До начала 80-х в составах было по 3 вагона, затем по 4, а с середины 80-х - по 5. Метро очень загружено.
Баксовет |
Баксовет |
Мэмар Аджеми |
Элмляр Академиясы |
Хатаи |
Нариманов |
Низами |
Низами |
28 Мая |
28 Мая |
28 Мая |
28 мая |
Баксовет |
Баксовет |
Мэмар Аджеми |
Сахил |
Сахил |
Год | Пасс. оборот, млн. пасс. |
Доля метро в пасс. перевозках, % |
Длина, км | Число вагонов |
---|---|---|---|---|
1970 | 46.7 | 12.5 | 11.3 | 48 |
1975 | 104.8 | 22.0 | 16.4 | 94 |
1980 | 140.8 | 23.8 | 18.6 | 108 |
1985 | 145.8 | * | 25.0 | * |
1990 | 167.4 | * | 28.0 | 225 |
1994 | 105.9 | * | 28.5 | * |
2000 | 135.0+ | * | 28.5 | 182 |
2002 | 106.0 | ~50 | 30.0 | 205 |
Текст Дмитрия Зиновьева.
Если у Вас есть дополнения и новости о Бакинском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.