| ![[МЕТАМЕТРО БАКУ]](../title-r.gif)  | Добро пожаловать на станцию БАКУ! Станция открыта 13 марта 1996 г. | 

| Год открытия: | 1967 | 
| Протяженность: | 30 км | 
| Колея: | 1.524 мм | 
| Напряжение: | 825 В | 
| Питание: | третий рельс | 
| Число станций: | 20 | 
| Число вагонов: | 205 (вагоны серии Ежз 1974-78 гг. выпуска, а также 81-717 1988 и 2002 г.г. вып.) | 
| Пассажирооборот: | 106 млн. пасс./год | 

  Бакинское метро - одно из самых старых в СССР. Открытое в 1967 году, оно получило печальную всемирную известность 29 октября 1995 года, когда пожар в "подземке" унес жизни 300 пассажиров и искалечил 270.
  При подготовке страницы использованы сведения, полученные от Анара Мехдиева.
 
  О строительстве метро в Баку начали думать в 30-е годы. Изыскательские работы начались в 1949 г. и продолжались по 1953 г., а строительство началось в 1960 г. Проектом предусматривалось соединение центра, западного и восточного жилого
районов и промзоны.
    
  Изначально пересадочная станция "28 Апрель" была одна на все направления (пересечение линий -- в одном уровне). В начале 70-х гг. должна была быть построена вторая станция, но метростроевцев отправили строить туннели на БАМе. До 1986 г. поезда ходили от "Нефтчиляр" до "Баксовета", "Шаумян" и "Низами". Затем с открытием новой линии маршрут "Нефтчиляр"-"Шаумян" был отменен, взамен были введены маршруты "Аджеми"-"Нефтчиляр" и "Аджеми"-"Шаумян". В 1989 г. "Шаумян" закрыли в связи с достройкой долгожданной станции "Джабарлы", через которую планировали пропустить направление "Аджеми"-"Шаумян". В 1993 г. была открыта полукилометровая соединительная ветка от "Хатаи" до "Джабарлы", но ветку "Низами"-"Джабарлы" так и не достроили. Также неизвестно, в каком состоянии находится второй путь на перегоне "Хатаи"-"28 Апрель" (есть сведения, что станция "Хатаи" и перегон -- однопутные).
| Очередь | Участок | Дата пуска | Длина, км | 
|---|---|---|---|
| 1 | Баксовет-Нариманова | 06.11.1967 | 6,5 | 
| 28 Апреля-Хатаи | 1968 | 2,3 | |
| Нариманова-Улдуз | 1970 | 2,1 | |
| Улдуз-Нефтчиляр | 1972 | 5,3 | |
| 2 | 28 Апреля-Низами | 1976 | 2,2 | 
| Нариманова-Бакмил | 1979 | ? | |
| Низами-Аджеми | 1986 | 6,7 | |
| 3 | Нефтчиляр-Ахмедлы | 1989 | 3,0 | 
| Ахмедлы-Ази Асланов | 10.12.2002 | 1,5 | |
| Аджеми-Инглаб | не пущен | 4,3 + 0,5 до депо | |
| 4 | Хатаи-Гюнешли-Ази Асланов | не пущен | 10,3 | 
| 5 | Баксовет-Шихово | не пущен | 8,0 | 
| Баксовет-Низами | не пущен | ? | 
  Участок "Нефтчиляр"-"Ази Асланов" должен был быть сдан целиком еще в середине 80-х гг., но были проблемы с грунтовыми водами и скалистыми породами. Станция "Ази Асланов", по последним обещаниям, может быть достроена через полтора года. Ее строительство завершено на 60-70%. Строительство участка "Аджеми"-"Инглаб" ведется с конца 1988 г. Плановое открытие должно было состоянться в 1996 г., откладывалось на 1997 и 1999 г. В итоге туннели частично вырыты, но все заброшено. На станции "Баксовет" в ожидании продления линии так и построены (поезда заезжают только на один путь).
  В 2000 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) выделил кредит в 3 млн. евро на достройку станции "Ази Асланов". Начальник Бакинского метро Таги Ахмедов назвал цифру  $140 млн., необходимых для продолжения строительства 4,5 км северного участка 3-й очереди (три станции и депо). За годы заброшенного строительства на пути линии (линия строилась закрытым способом) возник 21 незаконно возведенный объект.
 Переименования в бакинском метро. В результате были переименованы следующие станции (слева: станция "28 Май"):
  Переименования в бакинском метро. В результате были переименованы следующие станции (слева: станция "28 Май"):
| Старое название | Новое название | 
|---|---|
| Шаумян | Хатаи | 
| 28 Апрел | 28 Май | 
| XI Гызыл Орду Мейданы | 20 Январ | 
| Аврора | Кара Караев | 
| Электрозавод | Бакмил | 
| 26 Бакы Комиссары | Сахил | 
  Для оплаты проезда с 1992 года используются жетоны. До середины 90-х они были металлическими (желтые, но не медные), затем ввели синие пластмассовые. 1 июля 2000 г. их за одну ночь заменили на точно такие же, но из красной пластмассы, хотя цену не подняли. Стоимость проезда 250 манатов, не менялась около 5 лет (трамваи и троллейбусы стоят столько же).
  Метро официально работает с 6 утра до часу ночи, но некоторые станции закрывают входы уже с 00:30. Интервал движения в час пик- от минуты до 6 минут, в прочее время - от 4 до 12 и даже до 15 минут. Это связано с нехваткой составов, а также с тем, что у поезда ходят от "Баксовета" и "Мемар Аджеми" до "Ахмедлов" и от "Баксовета" до "Бакмила", и они часто ждут друг друга в тоннелях у "28 Мая" и "Нариманова".  Между станциями "Хатаи" и "Джабарлы" с 1993 г. курсирует один челночный состав.

  Единственное депо - за станцией "Бакмил", единственной наземной станцей, открытой в 1979 г. Там же находится и соединение с железной дорогой. Второе депо начали строить в 1989 г. вместе с северным участком третьей очереди, но строительство было остановлено через 2-3 года. Станции спроектированы на 5 вагонов -- 100 м. До начала 80-х в составах было по 3 вагона, затем по 4, а с середины 80-х - по 5. Метро очень загружено.


|  Баксовет |  Баксовет |  Мэмар Аджеми | 
|  Элмляр Академиясы |  Хатаи |  Нариманов | 
|  Низами |  Низами |  28 Мая | 
|  28 Мая |  28 Мая |  28 мая | 
|  Баксовет |  Баксовет |  Мэмар Аджеми | 
|  Сахил |  Сахил | 
 
 
  
  
  
 

| Год | Пасс. оборот, млн. пасс. | Доля метро в пасс. перевозках, % | Длина, км | Число вагонов | 
|---|---|---|---|---|
| 1970 | 46.7 | 12.5 | 11.3 | 48 | 
| 1975 | 104.8 | 22.0 | 16.4 | 94 | 
| 1980 | 140.8 | 23.8 | 18.6 | 108 | 
| 1985 | 145.8 | * | 25.0 | * | 
| 1990 | 167.4 | * | 28.0 | 225 | 
| 1994 | 105.9 | * | 28.5 | * | 
| 2000 | 135.0+ | * | 28.5 | 182 | 
| 2002 | 106.0 | ~50 | 30.0 | 205 | 
Текст Дмитрия Зиновьева.

Если у Вас есть дополнения и новости о Бакинском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.
 
  
 